Школьная служба примирения — оформленная детско-взрослая команда, которая реализует в образовательной организации восстановительный подход к конфликтам, а также правонарушениям несовершеннолетних. Нормально работающая (активная) служба примирения использует широкий спектр восстановительных программ:
-
«Круг ответственности» (профилактический Круг) — первичная профилактика, когда явного конфликта нет, но есть риск его возникновения в дальнейшем (например, при слиянии двух классов в один, с родителями первоклассников, с детьми и их родителями при переходе в среднюю школу и так далее, либо когда школьниками и/или родителями класса существует напряженность.
-
«Программа примирения» — урегулирование конфликтов между школьниками (учащимися).
-
«Восстановительная медиация» — урегулирование конфликтов между педагогами и родителями, а также учащимися и педагогами.
-
«Круг сообщества» — урегулирование групповых конфликтов в классе или внутри группы родителей класса через обращение к нравственным ценностям, достижение договоренности и взаимной ответственности.
-
«Семейный совет» — согласование позиций и интересов детей, родителей и педагогов по отношению к образовательному процессу, большей включенности родителей и ответственному поведению детей — обычно с привлечением специалистов территориальной службы примирения.
-
«Программа по заглаживанию вреда» — вторичная профилактика и работа с ситуациями драк, краж, порчи имущества и т. п. (в том числе по делам, переданным в КДНиЗП и суда) — обычно с привлечением специалистов территориальной службы примирения.
-
«Школьно-родительский совет» (в формате Круга) — сложные многосторонние конфликты между всеми участниками образовательного процесса (когда в конфликт так или иначе включены дети, родители, педагоги, администрация, органы управления образованием, СМИ и так далее) — с привлечением специалистов территориальной службы примирения.
-
Восстановительный подход к управлению дисциплиной в классе — для педагогов и классных руководителей.
-
Восстановительный подход к управлению и развитию образовательной организации для администрации и управленческо-педагогической команды ОО — с привлечением специалистов территориальной службы примирения.
Также служба примирения проводит тренинги и занятия с учащимися направленные на обучение конструктивным способам общения, способности принимать согласованные решения и сотрудничать на основе принципов восстановительного подхода — прежде всего через опыт решения реальных конфликтных ситуаций.
В службу примирения обязательно входят взрослые обученные специалисты (медиаторы и кураторы службы примирения), а также как правило юные волонтеры службы примирения (медиаторы-ровесники). Деятельность службы примирения не является психологической, социально-педагогической, правозащитной, административной или дисциплинирующей деятельностью, это не «совет профилактики» и не «комиссия по урегулированию споров». Служба примирения имеет свои принципы, методы, технологию и приемы (хотя конечно соприкасается с деятельностью других специалистов, включаясь в общую систему школы и образовательного процесса) в соответствии с Методическими рекомендациями по созданию и развитию служб примирения в образовательных организациях МИНОБРНАУКИ — 2015, а также «Методическими рекомендациями по развитию сети служб медиации (примирения) в образовательных организациях и в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» — 2020
Первые службы примирения в России были созданы при поддержке команды Центра «Судебно-правовая реформа» в 2001-2002 году. Подробнее о целях, задачах, этапах создания службы примирения смотри здесь.
Восстановительные программы направлены на реализацию следующих ценностей:
1. Ценности восстановительного подхода к реагированию на конфликты с причинением вреда (обиды) и правонарушения несовершеннолетних:
• Восстановление у участников конфликта/правонарушения способности понимать последствия ситуации для себя, своих родных, второй стороны.
• Ответственность обидчика перед жертвой (если в ситуации был правонарушитель), состоит в заглаживании причиненного вреда (или принесенной обиды) насколько возможно силами самого нарушителя.
• Выход из состояния жертвы тех, кому были причинены вред, обида, агрессия или несправедливость (если такие были в ситуации) за счет заглаживания обидчиком причиненного жертве вреда, и ответа на волнующие жертву вопросы со стороны обидчика и его близких.
• Принятие самими участниками конфликтной ситуации (если стороны конфликта «равны») на себя ответственности по ее урегулированию, исключающее насилие или дальнейшее причинение вреда; прекращение взаимной вражды и нормализация отношений, поддержка их ответственного поведения.
• Планирование сторонами конфликта своего будущего (и их конкретных действий — кто что будет делать), позволяющего избежать повторения подобных ситуаций в дальнейшем, клеймения и отвержения кого либо из участников.
• Помощь близких и уважаемых участниками людей в актуализации нравственных ориентиров и ценностей, отсутствие которых привело к конфликту/правонарушению. Поддержка позитивных изменений и выполнения заключенного примирительного договора (плана) со стороны родных, близких, уважаемых людей и школьного сообщества.
• Восстановление у родителей ответственной воспитательной позиции по отношению к ситуации, сложившейся с их ребенком.
Принципы основаны на парадигме восстановительного правосудия.
Также восстановительные программы учитывают
Традиционные российские общинные практики примирения.
Принципы проведения (организации процесса) восстановительных программ
-
Обеспечение конфиденциальности процесса медиации.
-
Нейтральность медиатора (равная поддержка сторон и их стремления в разрешении конфликта).
-
Информирование сторон о сути медиации (восстановительной программы), ее процессе и возможных последствиях того или иного их выбора.
-
Добровольность участия сторон в совместной встрече (что выясняется на предварительных встречах с каждой из сторон по отдельности).
-
Обеспечение безопасной атмосферы на встрече.
В случае успешного проведения восстановительной программы и заключении сторонами примирительного договора, служба примирения может ходатайствовать о минимизации (или не применении) наказания в администрацию школы, КДНиЗП, суд и т.д.
Эффективно работающая школьная служба примирения организует системную работу со школой, направленную на развитие восстановительной культуры взаимоотношений, а также и безопасной и дружелюбной образовательной среды.
Подробнее про концепцию и технологию школьных служб примирения в книге: «Школьные службы примирения и восстановительная культура взаимоотношений» (скачать).
МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СЛУЖБ ПРИМИРЕНИЯ: (Если размещенный ниже текст не открылся - ищите его в разделе "загрузки" вашего браузера, либо напишите на 79261458701@ya.ru и я вышлю текст вам на почту).
Главные разделы
-
— Ежегодная Всероссийская конференция по ВП и службам примирения
-
— Ежегодный журнал «Вестник восстановительной юстиции». РИНЦ
-
— Опыт работы служб примирения (описания проведенных программ)
Книги скачать:
Документы скачать:
Статьи скачать:
Видео смотреть: