МАОУ СОШ п. Романово
поселок Романово, Зеленоградский район, Калининградская область
  • Медиация

    Школьная служба примирения — оформленная детско-взрослая команда, которая реализует в образовательной организации восстановительный подход к конфликтам, а также правонарушениям несовершеннолетних. Нормально работающая (активная) служба примирения использует широкий спектр восстановительных программ

    • «Круг ответственности» (профилактический Круг) —  первичная профилактика, когда явного конфликта нет, но есть риск его возникновения  в дальнейшем (например, при слиянии двух классов в один, с родителями   первоклассников,   с детьми и их родителями при переходе в среднюю школу и так далее, либо когда школьниками и/или родителями класса существует напряженность.

    • «Программа примирения» — урегулирование конфликтов между школьниками (учащимися).

    • «Восстановительная медиация» — урегулирование конфликтов между педагогами и родителями, а также учащимися и педагогами.

    • «Круг сообщества» — урегулирование групповых конфликтов в классе или внутри группы родителей класса через обращение к нравственным ценностям, достижение договоренности и взаимной ответственности.  

    • «Семейный совет» — согласование позиций и интересов детей, родителей и педагогов по отношению к образовательному процессу, большей включенности родителей и ответственному поведению детей — обычно с привлечением специалистов территориальной службы примирения. 

    • «Программа по заглаживанию вреда» — вторичная профилактика  и работа с ситуациями драк, краж, порчи имущества и т. п. (в том числе по  делам, переданным в КДНиЗП и суда) — обычно с привлечением специалистов территориальной службы примирения. 

    • «Школьно-родительский совет» (в формате Круга) — сложные многосторонние конфликты между всеми участниками образовательного процесса (когда в конфликт так или иначе включены дети, родители, педагоги, администрация, органы управления образованием, СМИ и так далее) — с привлечением специалистов территориальной службы примирения. 

    • Восстановительный подход к управлению дисциплиной в классе — для педагогов и классных руководителей.

    • Восстановительный подход к управлению и развитию образовательной организации  для администрации и управленческо-педагогической команды ОО — с привлечением специалистов территориальной службы примирения.

    Также служба примирения проводит  тренинги и занятия с учащимися направленные  на обучение  конструктивным способам общения, способности принимать согласованные решения и сотрудничать на основе принципов восстановительного подхода — прежде всего через опыт решения реальных конфликтных ситуаций.

    В службу примирения обязательно входят взрослые обученные специалисты (медиаторы и кураторы службы примирения), а также как правило юные волонтеры службы примирения (медиаторы-ровесники). Деятельность службы примирения не является психологической, социально-педагогической,  правозащитной, административной или дисциплинирующей деятельностью, это не «совет профилактики» и не «комиссия по урегулированию споров».  Служба примирения имеет свои принципы, методы, технологию и приемы (хотя конечно соприкасается с деятельностью других специалистов, включаясь в общую систему школы и образовательного процесса)  в соответствии с Методическими рекомендациями по созданию и развитию служб примирения в образовательных организациях МИНОБРНАУКИ — 2015, а также   «Методическими рекомендациями по развитию сети служб медиации (примирения) в образовательных организациях и в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» — 2020

    Первые службы примирения в России были созданы при поддержке команды Центра «Судебно-правовая реформа» в 2001-2002 году.    Подробнее о целях, задачах, этапах создания службы примирения смотри здесь.

    Восстановительные программы направлены на реализацию следующих ценностей:

    1. Ценности восстановительного подхода к реагированию на конфликты с причинением вреда (обиды) и правонарушения несовершеннолетних:

    • Восстановление у участников конфликта/правонарушения способности понимать последствия ситуации для себя, своих родных, второй стороны.

    • Ответственность обидчика перед жертвой (если в ситуации был правонарушитель), состоит в заглаживании причиненного вреда (или принесенной обиды) насколько возможно силами самого нарушителя.

    • Выход из состояния жертвы тех, кому были причинены вред, обида, агрессия или несправедливость (если такие были в ситуации) за счет заглаживания обидчиком причиненного жертве вреда, и ответа на волнующие жертву вопросы со стороны обидчика и его близких.

    • Принятие самими участниками конфликтной ситуации (если стороны конфликта «равны») на себя ответственности по ее урегулированию, исключающее насилие или дальнейшее причинение вреда; прекращение взаимной вражды и нормализация отношений,  поддержка их ответственного поведения.

    • Планирование сторонами конфликта своего будущего (и  их конкретных действий — кто что будет делать), позволяющего избежать повторения подобных ситуаций в дальнейшем, клеймения и отвержения  кого либо из участников.

    • Помощь близких и уважаемых участниками людей в актуализации нравственных ориентиров и ценностей, отсутствие которых привело к конфликту/правонарушению.  Поддержка позитивных изменений и выполнения заключенного примирительного договора (плана) со стороны родных,  близких, уважаемых людей  и школьного сообщества.

    • Восстановление у родителей ответственной воспитательной позиции по отношению к ситуации, сложившейся с их ребенком.

    Принципы основаны на парадигме восстановительного правосудия

    Также восстановительные программы учитывают

    Традиционные российские  общинные практики примирения.

    Принципы проведения (организации процесса) восстановительных программ

    • Обеспечение конфиденциальности процесса медиации.

    • Нейтральность медиатора (равная поддержка сторон и их стремления в разрешении конфликта).

    • Информирование сторон о сути медиации (восстановительной программы), ее процессе и возможных последствиях того или иного их выбора.

    • Добровольность участия сторон в совместной встрече (что выясняется на предварительных встречах с каждой из сторон по отдельности).

    • Обеспечение безопасной атмосферы на встрече.

    В случае успешного проведения восстановительной программы  и заключении сторонами примирительного договора, служба примирения может ходатайствовать о минимизации (или не применении) наказания в администрацию школы, КДНиЗП, суд и т.д. 

    Эффективно работающая школьная служба примирения организует системную работу со школой, направленную на развитие восстановительной культуры взаимоотношений, а также и безопасной и дружелюбной образовательной среды.

    Подробнее про концепцию и технологию школьных служб примирения  в книге: «Школьные службы примирения и восстановительная культура взаимоотношений» (скачать).


    МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СЛУЖБ ПРИМИРЕНИЯ: (Если размещенный ниже текст не открылся - ищите его в разделе "загрузки" вашего браузера, либо напишите на 79261458701@ya.ru и я вышлю текст вам на почту).

    Главные разделы

    Книги скачать:

    Документы скачать:


     

    Статьи скачать:

    Видео смотреть:


     

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике